понедельник, 3 марта 2014 г.

Конфессиональный заказ?



"Тщательное изучение религиозной терпимости доказывает, что во всех христианских странах, где она господствует, она была навязана духовенству светской властью" /Генри Бокль/

  Помнится, ещё лет десять назад, когда по инициативе Московской прокуратуры была развязана судебная тяжба с целью запрещения МРО Свидетелей Иеговы в Москве, известный телеведущий Владимир Познер, наблюдавший за происходящими событиями с места очередного судебного процесса, высказался таким образом:

  «Я постоянно и публично вступаю в конфликт с церковью, главным образом, с русской православной, но не потому, что имею счеты именно с ней, а потому, что именно она в России главенствует и, на мой взгляд, делает все возможное, чтобы ограничить свободу действия всех прочих религий. В особенности, так называемых “нетрадиционных”. Именно она, РПЦ, явилась главным лоббистом «Закона о свободе совести», который на самом деле является антидемократическим и направлен на борьбу с другими верами» (Опубликовано в журнале «Дружба Народов» 1999, №4).



  За прошедшие с тех пор годы «конфессиональный вопрос» стал куда актуальнее. В России не просто произошло жёсткое разделение конфессионального поля на «традиционное» и «нетрадиционное»; со стороны первых наблюдается усиленное стремление к сближению с государством. Итогом является очевидный факт усиления политической власти религиозных структур, главным образом РПЦ. Что гораздо тревожнее, «традиционная» религия активно использует своё влияние на государство в целях борьбы с другими конфессиями.  

  Анализируя складывающуюся ситуацию, газета "Global Post" пишет:
  «Церковь стала богатой организацией, наслаждающейся новообретенной властью после долгих лет провозглашенного государством атеизма в Советском Союзе. Она требует от своих последователей, чтобы церковные нормы соблюдало не только общество, но и государство. 
  Протоирей Всеволод Чаплин, являющийся официальным представителем церкви и возглавляющий отдел по взаимодействию церкви и общества, недавно выступил с проповедью перед верующими из ряда бывших советских республик.
  "Не нужно бояться ставить перед собой именно такую задачу: если мы – большинство в своих собственных странах – здесь присутствуют представители Белоруссии, Украины, Молдовы, – то мы имеем полное право на то, чтобы наши нравственные принципы, наше видение настоящего и будущего были определяющими в тех сферах жизни общества и государства, в которых мы трудимся", - заявил он. Его высказывание приводит информационное агентство "Интерфакс-Религия". 
  В России религия и национальная принадлежность тесно взаимосвязаны. Называть себя русским – значит называть себя православным. Есть другое слово для обозначения, например, евреев и мусульман (россияне) – даже если их семьи веками живут в России. Ты не можешь считаться истинно русским, если ты не православный. При этом неважно, верующий ты по-настоящему или нет. 
  Как говорят критики, действия государства по дальнейшему усилению роли церкви ведут лишь к росту национализма, который захлестнул страну после распада Советского Союза. 
  "Все, что происходит сейчас, идет вразрез с нашей светской конституцией, - говорит активист-правозащитник Лев Левинсон, - в ней говорится, что ни одна религия не может быть государственной, и она должна гарантировать невмешательство государства в церковные дела"» ("Global Post", США, «Усиление власти Русской православной церкви»). 

  Не удивительно поэтому, что эксперты информационно-аналитического центра «Сова» и Института прав человека, обнародовавшие в марте 2010 года два годовых доклада о реализации свободы совести и неправомерном применении антиэкстремистского законодательства в России, назвали характерной и тревожной тенденцией существенный отход от конституционного принципа разделения государства и церкви. По их мнению, в 2009 году эта тенденция оказалась наиболее заметной со дня принятия закона о свободе совести в 1997 году. Конкретно речь была затронута о создании института военных священнослужителей и допуске школьного религиозного образования.

  «Сами по себе эти решения никого не дискриминируют... Но, впервые с 1997 года, это не просто слова чиновников, а правовые акты, и в президентском указе перечислены, получившие определенные привилегии, четыре основных религии, которые у нас считаются традиционными – православие, ислам, буддизм, иудаизм. Только их представители имеют право быть священнослужителями в армейском штате, и только эти религии получили свою «квоту» в образовательном эксперименте для 4 класса», – считает директор информационно-аналитического центра «Сова», автор доклада Александр Верховский. Он отмечает, что в таких институтах как армия и школа вероятны нарушения принципа добровольности, на котором основана неприкосновенность свободы совести.

  По мнению исследователей, главным инструментом ограничения свободы совести в России стало именно антиэкстремистское законодательство («Голос Америки». «Российское законодательство и свобода совести», 22 марта 2010 г.). 


  Ситуация серьёзно усугубляется тем обстоятельством, что в России по сути нет специального органа, который бы на официальном уровне занимался профессиональным (!), а не сектоборческо-ангажированным, исследованием претензий к конфессиональным движениям, в частности мог бы предоставлять обоснованную характеристику тому несёт ли определённое религиозное явление действительную опасность обществу, или нет. Профессор РГГУ и главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев в виду этого говорит:
  «С точки зрения общественных интересов такой орган, безусловно, необходим. Потому что религия  играет все большую роль в жизни общества, налицо рост религиозного сознания и религиозной активности граждан. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что терроризм и экстремизм часто бывают религиозно мотивированы. Все эти процессы надо исследовать, а в нашем государстве никто, кроме силовых ведомств, изучением религии всерьез не занимается. Но у силовиков свои задачи. 
  Если брать отдельные города, то комитеты по делам религий работают в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, кое-где есть советники губернаторов, которые отвечают за вопросы религии, но нет единой централизованной системы. Между тем сегодня госкомитеты или министерства по делам религии существуют практически во всех государствах Европы. Из всех стран бывшего СНГ такого ведомства нет только в России и Грузии.  Я давно об этом говорю, а воз и ныне там. Еще 10 лет назад были готовы все документы по созданию государственного комитета, но Московская патриархия выступила против. Потому что сегодня патриарх может напрямую выходить на президента и премьер-министра. У него вертушка, прямой телефон. А так придется через госкомитет… У него большой черный лимузин, госохрана,  и он не нуждается ни в каких госкомитетах. Он сам себе госкомитет» (Общественно-политическая газета "Открытая. Для всех и каждого", «Не знаешь, что делать – поступай по закону», 21.02.2010 г.).

  Недавно Василий Калин подчеркнул факт «конфессионального заказа», когда сказал: 
  «Защищать свободу здесь становится все труднее. Как в советское время, вокруг Свидетелей нагнетается ксенофобная истерия, в которую вовлечены влиятельные госорганы. За "демонизацию" верующих взялись общероссийские СМИ. По мнению правозащитников, ученых и чиновников, правоохранительные структуры и СМИ отрабатывают конфессиональный заказ неких влиятельных людей, направленный на ущемление свободы совести. Эти люди мечтают вернуть страну к тем временам, когда принадлежность к иной вере считалась уголовным преступлением. Ничтоже сумняшеся они готовы отбросить Россию на 200-е место в цивилизованном мире, поскольку из 236 стран и территорий мира, где живут Свидетели Иеговы, их свобода совести ограничена лишь в 25, известных грубейшими нарушениями прав человека».

  «Если ты не принадлежишь к так называемым "традиционным религиям", то есть опасность попасть в ряды экстремистов, так как твои взгляды расходятся с мнением большинства. И в связи с тем, что Свидетели Иеговы, пользуясь конституционным правом исповедовать свою религию, активно занимаются проповедническим делом, они наиболее заметны и поэтому больше, чем кто-либо другой, попадают в поле зрения представителей "традиционных религий", которым очень не нравится такая деятельность», - признался пресс-секретарь Российского управленческого центра Свидетелей Иеговы Григорий Мартынов. 

  О явно заказном характере развернувшейся в России кампании по запрету Свидетелей Иеговы в статье для "Портала-Credo.Ru"открыто высказался Роман Лункин: 
  «Обострение борьбы с "нетрадиционными" религиями является признаком наступившего кризиса в отношениях российского государства и различных конфессий. На фоне все более ярких и притязательных инициатив официального православия в лице политического тяжеловеса Кирилла власти не знают, как себя вести и что делать. Чиновники и сотрудники правоохранительных органов даже приблизительно не представляют, какими бывают религиозные объединения и в чем могут заключаться их вероучение и деятельность. Они укрепляют государствообразующий, по признанию высших руководителей современной РФ, институт РПЦ МП, как могут: превращают православие в идеологию, действуют им как инквизиторскими орудиями пыток, и уже даже помимо самой "господствующей" Церкви, ликвидируют самых известных "сектантов". И круг ненависти замыкается: многие иерархи РПЦ МП с удовлетворением взирают на оскорбления в адрес "сект" в прессе и на действия прокуратуры, но вряд ли это принесет пользу миссии официального православия в обществе, которое наблюдает участие духовенства в подобных антирелигиозных кампаниях».

  Он добавляет:
  «Очевидно также, что борьба со Свидетелями Иеговы имеет некоторую общественную поддержку. Не врачуя системных болезней собственной системы, прежде всего – тотальной коррупции в самых агрессивных ее формах, прокурорские работники, ФСБ и милиция получают "народную любовь" и благодарность "многомиллионного православного сообщества". Они защищают общественный порядок от "сект" быстро и оперативно, чего никогда не бывает с террористами, хулиганами и рейдерами. Они охотно поддерживают откровенно ксенофобские и разжигающие рознь демонстрации против "сект", которые проводятся "Молодой гвардией", сборы подписей за запрет иеговистов, как например, в Калуге, обращения граждан и епархий РПЦ МП с требованием ликвидировать Свидетелей Иеговы. Организатор калужского пикета (октябрь 2009 г.) резонно поставил вопрос о последователях религиозной организации, который встанет теперь в каждом городе: "Этим обращением ставим вопрос в первую очередь перед власть держащими: почему в одних городах они экстремисты, а в других они хорошие, бедные овечки?" Пикетчики требовали признать экстремистами более 500 своих сограждан, которые проповедовали по домам» (Роман Лункин «Программа ликвидации свидетелей»).


  Михаил Жеребятьев убеждён, что конфессиональное равноправие «категорически не устраивает РПЦ МП». По его мнению, «вскоре от слов о собственной эксклюзивности она перешла - с применением самых разных инструментов (от использования сомнительных с богословской точки зрения терминов, типа "канонической территории", до откровенной дискредитации своих конкурентов) - к политике реализации своих "преимущественных прав", в том числе и при определении юридического статуса игроков на отечественном религиозном поле». 

  Михаил Жеребятьев обращает внимание на то, что большая часть общества, к глубокому сожалению, не приучена задумываться об уважении к правам своих сограждан, придерживающихся иных религиозных взглядов.  

  «Нынешняя российская бюрократия с трудом "переваривает" юрисдикционно-вероисповедное многообразие. Вместе с ней не понимает его смысла и остальная "большая" Россия. Далеко не всякий личный вероисповедный выбор относится к числу поощряемых как государством, так обществом деяний. И пока эта ситуация кардинальным образом не изменится, мы будем иметь дело с вождением "неперевариваемых" (то есть абсолютного большинства из существующих) религиозных направлений и юрисдикций на коротком "экстремистском" поводке» (Михаил Жеребятьев, для "Портала-Credo.Ru"). 

  Впрочем, как заметил главный редактор "Портала-Credo.Ru" и член комитета по свободе совести Национальной Ассамблеи Александр Солдатов, чиновничий аппарат «испытывает уважение не к православию как таковому, а к административной системе — Московскому патриархату». 

  Ту же печальную картину в статье для "Портала-Credo.Ru" комментирует и Николай Климов:  
  «Региональные власти страны в этих условиях вынуждены следовать в русле федеральной религиозной политики. Привилегии "основным" конфессиям неизбежно сопровождаются неправомерными ограничениями остальных конфессий, нередко называемых "сектами"» ("Рушится все здание свободы совести", 26 января 2010 г.). 

  То, что отношение к деятельности Свидетелей Иеговы довольно неоднозначное, отмечает религиовед, научный сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при университете города Бремена Николай Митрохин:
  «Свидетелей Иеговы не любят многие религиозные организации. Да и многие обычные люди их недолюбливают за привычку звонить в дверь и достаточно настойчиво предлагать свою литературу. Поэтому здесь мы видим, с одной стороны, традиционные для многих конфессий попытки как-то ограничить деятельность "Свидетелей Иеговы", а с другой – общественное мнение, которое, конечно, не слишком на их стороне».


  Согласитесь, когда такое говорят люди, не принадлежащие к Свидетелям Иеговы, то сложно усмотреть в данных словах мнимую «просвидетельскую» ангажированность. Это тем более так, если помнить, что к подобным фактам противодействия руководством РПЦ инакомыслия многочисленные правозащитники и специалисты относят также и примеры с другими «нетрадиционными» религиями. В своё время при непосредственном участии Московской патриархии был упразднён Совет по делам религии. Нынешние власти всё чаще привлекают РПЦ МП в качестве "эксперта" при определении допустимости и "доброкачественности" того или иного религиозного течения. И с такой же лёгкостью переводят его в разряд «экстремистских». 

  «Кризис реализации свободы совести проявился в России в 2009 году во всей полноте, в стране развернулась масштабная клерикализация общества и государства, а РПЦ начала выполнять политическую функцию». Такое мнение высказали на пресс-конференции в Москве члены комитета по свободе совести Национальной ассамблеи, подводя итоги 2009 года. Комитет свободы совести представил 22 января 2010 года доклад, подготовленный экспертами Института свободы совести и Московской Хельсинской группы.

  В нём была особенно подчеркнута сложившаяся симфония власти и РПЦ, которая выполняет уже и политическую функцию, а не чисто религиозную. Власть делает на нее ставку в первую очередь, подчеркивают эксперты.

  «Часто власть вместе с РПЦ ведет жестокую борьбу с инакомыслием и инаковерием, что можно расценить как ксенофобию», - подчеркнул Сергей Мозговой. Он указал на широкомасштабную зачистку политического, религиозного и мировоззренческого пространства через борьбу с экстремизмом, которая особенно активно развернулась в 2009 году. 

  Член комитета по свободе совести Национальной Ассамблеи Сергей Бурьянов указал, что в России между РПЦ и государством установились взаимовыгодные отношения. «Власть получает некое освящение, некую сакрализацию, – считает он, – поскольку православная церковь является носителем авторитета, а религиозные организации получают недвижимость, прямое финансирование и т.д.». 


  Масло в огонь «антикультизма» (иначе говоря, борьбы с религиозным инакомыслием) подлил созданный в марте 2009 года Экспертный совет, уполномоченный проводить государственную (!) экспертизу религиозных организаций. Многие юристы и правозащитники серьёзно опасаются, что данный орган, по всей видимости, будет напрямую использоваться для запрета самих религиозных организаций, на которые с  его помощью столь легко будет возможным надеть ярлык «экстремистских». Можно себе представить насколько «толерантным» является этот совет, если учесть, что его председателем является небезызвестный Александр Дворкин, глава сектоведческого Центра Св. Иринея Лионского. Дворкин прославился непримиримой борьбой с "сектами", к которым он причисляет практически все религиозные организации, не относящиеся к духовным владениям РПЦ или т.н. «традиционных» религий. Ещё задолго до своего назначения в совет Дворкин многократно призывал к запрещению деятельности Свидетелей Иеговы. 

  Состав данного совета был утвержден приказом Министра юстиции РФ Александра Коновалова, бывшим полпредом президента в Приволжском федеральном округе, получившим в своё время богословское образование в Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Присутствие в нём единственного профильного ученого, зав. кафедрой религиоведения МГУ им. М.В.Ломоносова профессора Игоря Яблокова, выглядит полным нонсенсом на фоне откровенных антикультистов. Помимо председателя совета Александра Дворкина в него вошли Александр Кузьмин - руководитель Саратовского отделения сектоведческого Центра Дворкина, автор материала, на котором основана антисектантская листовка, признанная судом экстремистской; Евгений Мухтаров, ярославский журналист-сектовед, привлекавшийся к административной ответственности за незаконную деятельность; священник Русской православной церкви Лев Семенов, сотрудник Центра Дворкина, а также Андрей Васильченко, ярославский сектовед, один из основателей в 1990-х годах организации "Лига патриотической молодежи", которая, как утверждает Славянский Правовой Центр, была признана организацией националистического толка. Заместителями Дворкина стали директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев, чья "Новейшая история исламского сообщества России" вызвала скандал в среде мусульман, и замруководителя Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якупов, публично призывавший сжигать подозрительные книги об Исламе. 

  По словам главного редактора журнала «Религия и право», профессора РГГУ Анатолия Пчелинцева, ни Мухтаров, ни Кузьмин, ни председатель Совета при Минюсте РФ Дворкин не имеют научных степеней признанных ВАК РФ, но при этом они вошли в Совет, который должен формироваться из ученых, и тем более не состоять из людей, с экстремистскими наклонностями.

  По мнению ведущего сотрудника Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наимы Нефляшевой, "отсутствие в совете лингвистов мирового уровня, которые есть в нашей стране, ставит под сомнение результаты будущих экспертиз". Впрочем, что там говорить о лингвистике, если бывший зампредседателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрей Себенцов считает: для появления подобного совета "надо вносить изменения в закон, однако Минюст не сообщает о таких намерениях". Его точку зрения разделяет Анатолий Пчелинцев, заявивший, что "приказ Минюста перечеркивает Конституцию".

  Неудивительно, что оппоненты Дворкина прозвали  Экспертный совет  при Минюсте «советом инквизиции имени Игнатия Лойолы». Создание такого органа, а также присутствие в его составе лиц, прославившихся чудовищной предвзятостью ко всему, что «нетрадиционно для веры России», вызвало отклик протеста множества мыслящих людей. Результатом тому явилась стартовавшая 22 апреля 2009 года в России общероссийская бессрочная акция за светское государство и против присутствия радикальных «сектоведов» в новом составе Совета при Минюсте РФ, получившая название «Инквизиторам – нет!». Её суть хорошо отражают слова  А.И. Герцена: «Одна из отличительных характеристик нашего века состоит в том, что мы все знаем и ничего не делаем». Но сегодня всё больше людей не остаются равнодушными к разжиганию сектоборческими «экспертами» религиозной ксенофобии в России. 


  Показательно, что на вопрос "Портал-Credo.Ru" «Как Вы считаете, кто инициатор реорганизации совета - само Министерство юстиции или руководство РПЦ МП?» председатель Комитета свободы совести и одновременно опальный священник Глеб Якунин ответил однозначно: 
  «У меня нет ни малейшего сомнения в том, что вся эта реорганизация была проведена по настоянию (благословению) Святейшего. Происшедшее - не просто очередной успешный шаг РПЦ МП по клерикализации государства. Это захват важнейшего "клерикального плацдарма" на другом "государственном берегу" широкой реки, разделяющей, согласно российской конституции, Церковь и государство. Такую блестящую стратегическую операцию мог провести лишь очень талантливый военачальник (естественно -  нынешний Глава Воинствующей Церкви), незадолго до этого перегруппировавший вверенное ему войско. Захваченный плацдарм является  господствующей высотой над всей российской территорией. Теперь РПЦ МП будет контролировать через Экспертный совет с новыми контрольными функциями и всю религиозную жизнь в стране. Фактически это аналог совета по делам религии в СССР» ("Портал-Credo.Ru", 14 апреля 2009 г.). 


  Весьма характерно говорит о «конфессиональном заказе» против всего, что не поддерживает курс «традиционных» религий, факт недавно начавшегося мощного прессинга на известный правозащитный ресурс "Портал-Credo.Ru". Результатом тому явилась реальная угроза закрытия данного проекта. Ввиду этого заместитель главного редактора "Портала-Credo.Ru" Владимир Ойвин в интервью  "ReligioPolis" от 22 марта 2010 года открыто рассказал о том, что явилось причиной столь жёсткого давления:

  «Неожиданностью это для нас не стало. Чего-то подобного мы ожидали. Еще в 2007 году с экранов 3 канала телевидения прокремлевский "публицист" Пушков предупреждал Портал о неизбежности расправы за чрезмерную свободу слова, расшатывающую "симфонию" церковной и государственной власти в России. Неоднократно Портал подвергался и массированным хакерским атакам, в результате одной из которых, как раз в период заседаний Поместного собора РПЦ МП, избравшего Патриархом Кирилла (Гундяева), его работа была заблокирована на несколько дней… Мы ожидали усиления давления на наш Портал с приходом к власти в РПЦ МП так называемого "эффективного менеджера" патриарха Кирилла, которого, впрочем, некоторые участники Поместного Собора предпочитали называть "асфальтоукладчиком". Тем не менее, смогли продержаться более года. Но, видимо, для патриарха было делом принципа добиться "окончательного решения" портальского вопроса.

  Кроме того, я убежден, что Портал пострадал главным образом за свою неизменно правозащитную позицию. Мы всегда честно сообщали о гонениях и дискриминации верующих любых конфессий, независимо от того, как они называются и каковы особенности их вероисповедания. Так последовательно и систематично, да еще и в ежедневном режиме, этого не делает в России больше никто. В последние месяцы мы наблюдаем, как власть начала решительный поход против "Свидетелей Иеговы" – организации, о доктрине и практике которой можно много спорить, но члены которой, как и все другие верующие люди, заслуживают уважения своих религиозных чувств и убеждений. Портал сообщал о все умножающихся фактах гонений на них, что, очевидно, не вписывается в кремлевский план запрещения деятельности иеговистов в России при минимальном общественном резонансе.

  В общем, пострадали мы за то, ради чего, собственно, создавались и работали все это время. Этого следовало ожидать. В таких жестких тоталитарных условиях спокойно жить можно единственным способом – прогнуться под систему и усердно обслуживать власть. Но в таком качестве мы не были бы нужны никому – ни читателям, ни самим себе, ни даже самой этой власти. Ни Богу – что, в первую очередь. "Молчаньем предается Бог". Поэтому мы не молчали, и молчать не будем, пока есть хотя бы малейшая возможность продолжать нашу работу».

  В свою очередь главный редактор "Портал-Credo.ru" Александр Солдатов высказался о причинах давления на правозащитный ресурс таким образом:

  «Я думаю, что главная причина случившегося - в общем нарастании клерикальной пропаганды, в усилении монополии Московского патриархата, ее информационного отдела, многочисленных структур, созданных патриархом Кириллом. Речь о монополии на любую информацию о религиозной жизни в России. Ведь мы писали в основном о проблемах, о гонениях, о дискриминации. Многие верующие многих конфессий только на нашем портале имели возможность рассказать о своих проблемах. Видимо, высшему руководству Московской патриархии и Кремлю совершенно невыгодно, чтобы даже такие крупицы информации попадали в общественное пространство.
  Сейчас мы наблюдаем брутальную кампанию по ликвидации религиозной организации "Свидетели Иеговы". К ней можно по-разному относиться, но мы честно, добросовестно сообщали об этих фактах. Я думаю, что отчасти и кампания, ведущаяся против этой религиозной организации, задела наш портал и ускорила такое решение ситуации. Конечно, лично патриарх Кирилл высказывал недовольство нашей деятельностью. Я не исключаю и его участие в решении нашей судьбы. До нас доходит смутная информация об этом, - опять же, я не могу сказать чего-либо конкретно, потому что мне трудно это подтвердить документами или ссылками на какие-то источники. Но все прекрасно понимают, кто принимает решения, и каково влияние патриарха Кирилла в политической среде современной России. Его называют эффективным менеджером. Еще его называют асфальтоукладчиком в среде самой Московской патриархии. Так что, методы у него достаточно жесткие - и не удивительно, что эти методы, наконец, распространились и на нас» («"Портал-Credo.Ru" уходит в катакомбы», 17.03.2010 г.).


  «Лишился средств к существованию независимый светский интернет-ресурс о религии "Портал-Credo.Ru", возглавляемый вашим покорным слугой, - говорит Александр Солдатов в другой статье, - Он очень подробно освещал все, что происходило с верующими в Суздале, Петербурге, сотнях других городов и сел России. Он освещал и новую кампанию по ликвидации "страшной секты" свидетелей Иеговы, которая проходит сейчас в России. С этой "сектой" крепко воевали и германские нацисты, и советские атеисты, но она, подобно православным катакомбникам, выжила в подполье. Сейчас на самом верху поставлена задача "закрыть иеговистов" без шума и пыли, и лишние информационные каналы ликвидаторам совершенно не нужны» ("Портал-Credo.Ru", 06 апреля 2010 г.). 

  Александр Солдатов также обратил внимание на современное состояние так называемых «нетрадиционных» религий в связи с нарастающим политическим влиянием в стране РПЦ. Он высказал следующее печальное наблюдение:

  «Мои первые контакты на эту тему с лидерами религиозных организаций, с представителями благотворительных фондов говорят о том, что все страшно запуганы, особенно лидеры религиозных организаций. Все понимают, что в условиях монополии Московского патриархата, в условиях усиления клерикализации им очень опасно поддерживать независимые проекты, подобные нашему. Большинство религиозных организаций старается отсидеться в тени, поменьше напоминать о себе - чтобы их, не дай бог, не заподозрили в миссионерской деятельности или вообще в какой-то активизации. Потому что любая активизация чревата расправой, прессингом. Поэтому в нашей религиозной среде - если угодно, в альтернативной религиозной среде - наблюдается тенденция к полному уходу в своего рода катакомбы. В некое состояние анабиоза, когда обществу эта религиозная организация о себе напоминает как можно реже» («"Портал-Credo.Ru" уходит в катакомбы», 17.03.2010 г.). 


  Своим упоминанием боязливой позиции конфессиональных меньшинств России Александр Солдатов, между тем, затронул довольно щекотливый вопрос. К сожалению, разворачивающаяся в стране религиозная ксенофобия заставляет многих их представителей занимать как можно менее заметную позицию в надежде, что гнев сильных мира сего их не затронет. Но, что гораздо неприятнее, так это то, что складывающаяся в России напряжённая остановка побуждает некоторых представителей подобных религиозных направлений пытаться говорить в унисон с мощными «традиционными» коллегами в их стремлениях задавить инаковерие. 

  В этой связи показателен факт прошедших в начале 2010 года в Просветительском центре свт. Иоанна Златоуста XVIII Международных Рождественских образовательных чтений, на которых представители самого воинственного направления в рамках РПЦ МП – сектоборцы во главе с Александром Дворкиным – в ходе своей конференции отчитались о проделанной работе. При этом Александр Дворкин в своём отчётном докладе поздравил собравшихся с "ликвидацией общин иеговистов" уже не только в Москве, но и в Таганроге, и с признанием их литературы экстремистской.  

  Собравшиеся изложили свое видение методов борьбы с теми, кто, по их мнению, подпадает под определение "секты". Ими оказались все новые религиозные движения и протестантские церкви. Впрочем, исключение сделали церквам лютеран и баптистов. 

  На этом мероприятии в ходе доклада таганрогского священника Тимофея Фетисова, участвовавшего в процессе по запрету местных Свидетелей Иеговы, было упомянуто, что против последних на суде по настоятельной просьбе РПЦ МП выступали и представители иных религий: католический священник отец Михаил и баптистский пастор Иван Аханов. Судя по озвученной информации, эти церкви, уподобляясь гонителям в кампании по запрету Свидетелей, тем самым надеются заручиться поддержкой сильной стороны. Кто знает, если кричать с остальными «распять их!», то, может быть, тебя самого не тронут? 


  По словам Романа Лункина, «одна из основных характеристик сектоборчества, как показала конференция, - это восприятие религии через призму уголовных преступлений, поиск криминала в "сектах" в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. У многих из тех, кто посетил это мероприятие, действительно сложилось впечатление, что это отчет сотрудников прокуратуры, МВД, иных органов охраны правопорядка. Усиливала это впечатление и очевидная сплоченность сектоборцев, их осознание своей миссии по спасению России через искоренение всех "нетрадиционных" верующих… Жесткие методы сектоборцев и провоцирование силовых структур отражают, с одной стороны, общую ситуацию неприятия сектоборцами ситуации религиозного плюрализма в России, а с другой стороны, сложившееся в последние годы в России положение, когда чиновники с готовностью идут на защиту "религиозной безопасности" под знаменем идеологии сектоборчества. Несмотря на то, что это противоречит Конституции, законам, а иногда и здравому смыслу, широкое общественное мнение и даже сами органы власти вполне благосклонно к этому относятся» («Маленькие помощники Большого брата», 01 февраля 2010 г., "Портал-Credo.Ru"). 


  Оставим в стороне сектоборцев с их фанатичным параноидальным страхом всякого «нетрадиционного» взгляда на религиозную доктрину и вернёмся к религиям-«боссам». Вот, что странно! В то время как с подоплёки РПЦ в прессе и судах на Свидетелей Иеговы усиленно пытаются навесить ярлык «религиозных экстремистов», к самой РПЦ, тем не менее, предъявляются куда более аргументированные претензии и обвинения в разжигании религиозной розни. Причём, делается это со стороны представителей самых разных конфессий, в том числе и т.н. «традиционных», например, мусульман. Вот только обвинения эти почему-то упорно остаются не услышанными ни прокуратурой, ни другими органами, столь ревностно борющимися с религиозным «экстремизмом».  

  То, что будет приведено ниже, является, конечно, личным мнением российской журналистки, исповедующей ислам. Однако есть смысл ознакомиться с отрывком из её статьи, в которой она высказывает своё возмущение тем, как, по её мнению, представители РПЦ публично – словом и через печать - совершают экстремистские нападки на религиозные убеждения мусульман. 

  Вот фрагмент текста этой статьи:

  «Слушая антиисламские высказывания отдельных деятелей русской православной церкви Московской патриархии, систематически читая и видя в средствах массовой информации исламофобские материалы, мне было интересно, что же проповедуют в церквях наставники, «инженеры человеческих душ», вчерашние похоронщики детских, молодежных организаций, коммунистической идеологии, и возжелавшие взамен них нести нравственность не только своей пастве, но и всему народу российскому. Возможно, в православной церкви РПЦ МП на самом деле проповедуются одни лишь христианские нравственные ценности, без всяких фобий, как-то: «возлюбите ближнего своего, как заповедовал Христос, который умер за людей и искупил все грехи человечества». Но тут же хочется спросить, а ближний это кто, это «братья и сестры в православной вере»? А как относиться к инославным вероисповеданиям? Можно ли проявлять ненависть к исламской вере, к мусульманам, носителям этой исламской веры? Мне удалось побывать на двух христианских службах, анонсированных как для татар-мусульман и кряшен, которые проводит священник Даниил Сысоев, вначале в православном центре Иоанна Кронштадтского в храме на Крутицкой улице и недавно в храме Даниила на Кантемировской. И скажу Вам, что мне пришлось услышать в православных храмах слова произносимые служителями и прихожанами, увидеть воочию книги напечатанные, насквозь пропитанные ненавистью к исламу и мусульманам. В сознание прихожан проповедники в церквях внедряют мысли, что «вера магометанская, вера зловредная», «мусульмане вынуждены для поддержания своего заблуждения бороться со словом Божиим при помощи огня, террора и казней», «установления Мохаммада соответствуют представлениям современников лжепророка Мохаммада и его прихотям», «перед нами лжепророчество, вдохновленное извечным врагом рода человеческого», «Коран не дает человеку сил творить добро и потому бесполезен», «Мохаммад отказывался делать чудеса, а потому дело ваше ничтожно, говорит Истинный Бог, «нынешние мусульмане на Кавказе - потомки тех трусов, которые отреклись от веры предков, а те, кто принимает Православие – не только проявляет мужество, но и совершает возвращение к тому лучшему, что было у его народа», «мусульмане изначально чужды Создателю», «отношения к женщине в исламе невыносимо для человека, воспитанного на христианских представлениях о любви между мужем и женой», «мусульмане после смерти пойдут в ад», «Коран – запись ложного, бесовского пророчества Мухаммеда», «принятие ислама является тяжелейшим преступлением против Бога и Бог карает предателей», «по Откровению Божию Библии, и согласно Корану ничего хорошего мусульман не ждет, христианам же приготовлена вечная жизнь с Богом», в таинстве крещения будущих христиан в Оглашении заставляют осуждать ислам, как веру, осуждать Коран, как священное писание, проповедуется в храмах «отвергаться агарян, погрязших во тьме лжеучения». 

  Ненавистники ислама открыто проповедуют и миссионерствуют в России уже много лет. По благословению «Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского», чьим духовником и руководителем является иеромонах Анатолий Берестов (доктор медицинских наук, профессор), еще в 2003 году была выпущена книга заведующего миссионерским отделом данного Центра, ныне еще и настоятеля храма святого Фомы и храма святого Даниила на Кантемировской Даниила Сысоева «Прогулка протестанта по православному храму», с разделами «Может ли коран претендовать на то, что он – это слово Бога» и «Мешает ли национальность отречению от исламских заблуждений». Данные два раздела книги посвящены не чему иному, как внедрению в сознание христиан ненависти к исламу, к священной книге мусульман Корану, величайшему пророку нашему Мохаммаду. Автор унижает человеческое достоинство по принадлежности к религии, наносит оскорбления по религиозной принадлежности к исламу. Утверждает, что мне, мусульманке «для поддержания своего заблуждения надо бороться со словом Божиим при помощи огня, террора и казней и поэтому Коран проигрывает Библии», «богодухновенность христианства очевидно проявилось в том, что оно не только выжило в страшных гонениях, но и распространилось по всему миру, то ислам с самого начала пробивал себе дорогу огнем, подкупом, предательством и мечем», что мне Коран не дает силы для творения добра, возбуждает ненависть к священной книге мусульман Корану, который, по словам автора, «написан лжепророком и соответствуют его прихотям», возбуждает ненависть к Мохаммаду, называя основателя ислама «лжепророком», и нашей религии Исламу «как лжепророчество, вдохновленное извечным врагом рода человеческого», возбуждает ненависть к мусульманским народам Кавказа, а это наши многочисленные братья и сестры, называя за их принадлежность к исламской вере трусами, а принимающих православие мужественными. 

  В начале сентября этого года храм Даниила на Кантемировской поместил объявление на презентацию книги Даниила Сысоева «Брак с мусульманином», выпущенной издательством этого же храма, в котором и работает «батюшкой» данный «священник» Сысоев. В приглашении противопоставлены «христиане - народ Божьего Завета и мусульмане – народ джихада»… Сысоев ссылается на статистику дьякона Андрея Кураева о том, что якобы каждый четвертый брак совершается в Москве между последователями христианства и ислама и резюмирует - «Древний Враг войдет в ворота наших крепостей без малейшего сопротивления». И далее взывает «ко всем, чей дух не стал тусклым и серым, кто не готов капитулировать, подняв лапки перед зеленой чумой» придти на презентацию своей книги. Заканчивает воззванием «И пусть всемогущая десница покроет мужественных воинов». Здесь, как мы видим, не что иное как призыв божьей помощи православным воинам в борьбе против ислама и мусульман. (http://www.daniilhram.info/hotnews.html). 

  Книга «Брак с мусульманином» издана «по благословению Преосвященнейшего Даниила, епископа Южно-Сахалинского и Курильского» русской православной церковью Московской патриархии. Книга содержит те же призывы ненависти к исламу и мусульманам, что и в ранее изданных автором. Но есть и отличие: обложка оформлена в ключе старого испытанного способа внедрения антиисламизма в подсознание россиян, что женщина в исламе в отличие от христианства – это угнетенное создание…

  Современные Сысоевы утверждают, что они ненавидят ислам, а «к мусульманам нет ненависти, а есть желание через приведение к Иисусу Христу спасти ваши души». На лицевой стороне обложки изображена по виду явно страдающая, невеселая, изможденная женщина, и она в черном хиджабе. На оборотной стороне обложки – открытое, улыбающееся лицо молодой женщины с непокрытой платком головой, видимо, как олицетворение счастливой христианки. Таким наглядным с их точки зрения видением, а также антиисламским содержанием книг и проповедей предлагается уверовать устоявшимся параноидальным представлениям Сысоевых, создавшим в своих воспаленных умах и душах образ врага из исламской веры и ее приверженцев. Являются ли проповеди, книги «батюшки» Даниила Сысоева, разжигающие ненависть, вражду, призывающие к насилию чем-то из ряда вон выходящими? 

  […]

  Я уже писала в одном из своих материалов, что священник Даниил Сысоев соглашался, что их ненависть к исламу – это экстремизм и они экстремисты. Самое страшное - эти идеи провозглашаются, эти книги написаны не в каком-то мрачном средневековье времен религиозных войн, а сегодня. Мы живем в стране, где изо дня в день воспитывается ненависть к исламу, священной книге мусульман Корану, величайшему пророку мусульман Мохаммаду не где-нибудь, а именно в христианских православных церквях и благословляют все это высокие иерархи русской православной церкви Московская Патриархия… 

  У нас свой Бог, у вас свой, но не быть разжигателям одной религии против веры других. Не придет признания очевидных истин - не быть стабильному миру и спокойствию на нашей многострадальной поликонфессиональной и многонациональной земле и без всяких так называемых оранжевых революций». 

(Халида Хамидуллина «Язык вражды и ненависти церковных служителей», IslamNews.Ru, 08.10.2007 года). http://www.islamnews.ru/news-7659.html


  Читая эту статью, я невольно задавался вопросами. А, может, приведённые в адрес РПЦ обвинения не соответствуют фактам? А если соответствуют, то, как в таком случае представители РПЦ расценивают свои действия? Неужели не считают их подпадающими под 282-ю статью УК РФ ("Возбуждение этнической, расовой и религиозной вражды"). По крайней мере, приносит ли РПЦ извинения за столь вопиющие высказывания в адрес других религий? Или считает себя вне ответственности за такие поступки? 

  То, что нельзя другим, что нарушает законы Бога, общества и нравственности, видимо, можно тем, кто ближе к власти. В то время как религиозные активисты выискивают хоть какие-нибудь возможности истолкования фраз из публикаций Свидетелей Иеговы в духе «экстремизма», сами православные высказывания, как видно из приведённого выше примера, вообще не нуждаются в какой-либо интерпретации – представители других конфессий приходят в ужас от того, что позволяет себе РПЦ говорить в их адрес.  


  А вот ещё один вопиющий случай. На сей раз он связан с известным протодиаконом РПЦ Андреем Кураевым. Как сообщил "Славянский правовой центр", совсем недавно Андрей Кураев публично одобрил действия священника-хулигана и призвал помечать дома тех, кого он считает «сектантами», особыми надписями.

  По словам "Славянского правового центра", «священник храма-часовни при Пензенской архитектурно-строительной академии Олег Андреев 17 марта [2010 года] около здания церкви христиан веры евангельской "Живая вера" был задержан сотрудниками милиции, когда писал слово "Секта". При задержании Олег Андреев угрожал пастырям протестантской церкви, говорил, что обладает информацией об их семьях и детях. Так же священник говорил о скором сносе протестантского храма, а на вопрос, зачем он это делает, ответил: "Выполняю свое миссионерское служение". Вечером того же дня Олег Андреев был отпущен из РОВД, а на следующий день 18 марта прихожане обнаружили новую надпись возле храма: "Осторожно, секта!". Обеспокоенные прихожане написали два заявления в РОВД и одно в прокуратуру. Сейчас в РОВД и прокуратуре идет рассмотрение действий Олега Андреева».

  В ходе недавнего визита протодиакона Андрея Кураева в Пензу на вопрос корреспондента газеты "Молодой ленинец" о том, как он относится к тому, что священник возле здания одного из религиозных объединений написал слово "секта", А. Кураев ответил: «Он сделал то, о чем я давно мечтал. Я бы всем гражданам раздавал печать "Осторожно, секта!", чтобы они делали оттиск на дверях тех домов, где собираются сектанты». 

  Как замечает "Славянский правовой центр", «совершенно иную позицию продемонстрировал начальник управления внутренней политики правительства Пензенской области Александр Елатонцев. 23 марта в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы", на просьбу позвонившего прокомментировать ситуацию сложившуюся вокруг действий священника Олега Андреева, чиновник сказал, что категорично осуждает подобные действия, считая их недопустимыми и дестабилизирующими обстановку в регионе» ("Славянский правовой центр", «Протодиакон Андрей Кураев одобрил действия священника-хулигана и призвал помечать дома сектантов печатями», 01 Апреля, 2010 г.).  

  Как ярко сам за себя говорит этот случай! Ещё более поразительным является то, что Андрей Кураев, является автором учебника по «Основам православной культуры», предлагаемого для школьной программы. А ведь в нём он заявлял: «Ты можешь излагать свои верования, но не упоминай критически ни о ком, не говори, что наша вера лучше, чем соседская». 

  Как говорится, всё это было бы очень смешным, если бы не было настолько грустным! Грустно, что те, кто говорит о себе, как о последователях учений Иисуса Христа, не понимают простейших принципов этого же самого христианского учения! Не понимают, что Иисус не учил устраивать разборки с теми, кто иной веры, и не настраивал своих учеников на оскорбления инославных лиц (Сравните Матфея 15:14). 

  «Святите Христа как Господа в ваших сердцах и всегда будьте готовы выступить в защиту вашей надежды перед всяким, кто требует у вас объяснения, но делайте это с кротостью и глубоким уважением» - призывает апостол Пётр (1 Петра 3:15). 

  Также и апостол Павел учил «ни о ком не говорить оскорбительно, не быть воинственными, быть благоразумными, относясь ко всем людям со всей кротостью» (Титу 3:2; Иуды 9-10). 

  И насколько показательно, что на недопустимость таких действий «батюшкам» указывают люди сугубо светские! А, казалось бы, кто кого должен был учить и наставлять истинно христианскому поведению?!

  Увы, но печальные исторические факты говорят о том, что зачастую за религиозными притеснениями христиан в действительности стояли не столько политики, сколько упоённые властью их религиозные противники.

  «Во все времена, начиная с правления Константина и вплоть до конца XVII столетия, христиане подвергались куда более лютым преследованиям со стороны других христиан, чем некогда со стороны римских императоров», - сделал в своё время замечание философ Бертран Рассел.


  Не будем забывать, что вовсе не безбожники, не власти, а «ревнители благочестия» желали видеть Христа распятым на Голгофе. Как метко подметил некто, «одни несут на Голгофу свой крест, другие – молотки и гвозди». Одни горят за веру, а другие служат истопниками веры. И если Свидетелям Иеговы предстоит пройти через свою «голгофу», то, будьте уверены, они окажутся на ней вовсе не в качестве палачей! 

  Слышали ли вы хотя бы единожды, чтобы Свидетели Иеговы подавали прошения в прокуратуру или в суд, требуя запретить какие-либо церкви? Выступают ли Свидетели по телевизору, или, может быть, заказывают специальные статьи в СМИ, смачно раздувая сплетни, из каких, мол, ужасных людей состоят другие религии? А, может, они призывают к физическому нападению на тех же православных или протестантов? Ничего подобного вы никогда и нигде не встретите!   

  Конечно, Свидетели не считают другие религии своими союзниками в деле Царства, однако они отдают себе отчёт, что не обладают правом запрещать другим исповедовать свою религию. Зато со стороны РПЦ найдётся предостаточно примеров совсем уж не христианских деяний, направленных против Свидетелей Иеговы. И пусть сегодня духовенство церквей не бросает Свидетелей в буквальный огонь и не рубит им головы, но, не смотря ни на что, оно настойчиво стремится убить их деятельность и лишить их законного статуса, „замышляя сделать зло с помощью закона“ (Псалом 94:20). Поистине, дела, достойные противников апостола Павла (Деян. 13:49-51).


  2011 год.